понедельник, 6 марта 2023 г.
среда, 8 февраля 2023 г.
КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЁНКУ О РОДИНЕ?
Даже в эпоху глобализации, когда границы между разными государствами почти исчезают, любовь к собственной отчизне всё равно остается важной и значимой. Потому при воспитании детей стоит уделить особое внимание понятию родины. Что в таком случае нужно рассказать и показать малышу, чтобы он проникся уважением и гордостью за свою страну?
Любовь к родине не рождается сразу
Для начала надо чётко понять: разговор о родине должен быть далеко не один. Чтобы ребёнок узнал о своей стране больше, чтобы он увидел её красоту, величие и значимость, нужно потратить много времени в течение не одного дня, периодически возвращаясь к данной теме. Поэтому не стоит ожидать, будто он проникнется вашим рассказом сразу, как только вы его окончите. Более того, сначала он, скорее всего, вообще мало что поймёт и запомнит. И тут важно учесть один момент: нельзя навязывать ребёнку любовь к отчизне. Прививать её, требовать что-то, говорить, что он «должен любить свою страну» – всё это не принесёт никакого результата (и даже может вызвать у него, наоборот, отторжение). Потому грамотная политика родителей в такой ситуации: действовать мягко, исподволь, объясняя всё, что необходимо, показывая, что нужно, но не ожидая, что ребёнок моментально станет истинным патриотом. А начать, конечно же, стоит с самого понятия родины.
Если вы уже беседовали с ним о космосе, то наверняка рассказывали о планете Земля как об общем доме всех людей. К этой теме можно вернуться, расширив её: рассказав о множестве стран, в которых живут разные народы. Они отличаются друг от друга обычаями, порядками, одеждой, погодой, языком в конце концов – буквально всем! И в одной из этих стран живём мы: это наш ещё один общий дом. У страны есть свои название, флаг, территория, традиции, история и достижения. И каждый уважающий себя гражданин должен как минимум знать их.
О чём говорить с ребёнком?
Вы будете показывать ребёнку родину, рассказывать о ней, помогая узнать больше. Все действия в этом случае можно разделить на несколько направлений:
знакомьте с природой
Знакомство со страной всегда начинается с её территории. Возьмите глобус либо карту мира и покажите малышу государственные границы страны. Поясните, какая она огромная на понятных ему примерах – сравнив с вашим городом, например. А ещё расскажите, что Россия крупнейшее государство на планете. Далее можно перейти к природе и климату отчизны. Причем не просто рассказывайте, но и показывайте: найти научно-познавательные фильмы или адаптированные для детей книги обо всём этом не так уж и трудно. Обязательно акцентируйте внимание на чём-то необычном, что могло бы заинтересовать ребёнка. Например, можно отметить, что в России есть практически все климатические зоны: от снежной тундры, где вечная зима, до субтропиков, где могут жить экзотические животные, от пустынь до высочайших гор. Не забудьте рассказать про природные богатства: леса, реки, драгоценные камни и металлы – всё это поможет формированию у малыша образа своей страны.
знакомство с обычаями
Территория ничто без людей, её населяющих. Поэтому логичным продолжением будет знакомство с народом: его культурой, традициями, разнообразием. И тут как нигде важна наглядность! Причём не стоит ограничиваться всё теми же фото и видео, которые бы показали, как живут или жили соотечественники. Это, конечно, тоже будет интересно ребёнку (особенно если это всё заметно отличается от того, что он наблюдает вокруг себя), но гораздо больше ему даст личное знакомство с обычаями своего народа. Продемонстрируйте национальные костюмы и расскажите о них. Можно приобрести что-то и для самого малыша: рубаху с традиционным орнаментом для мальчика, красивый головной убор для девочки. Продолжите рассказ о национальной кухне. Детям наверняка понравится что-то вкусненькое, необычное и с красивой историей, напоминающей сказку. Да и сами сказки народов отчизны, как и народные песни, нельзя забывать: малыш от них наверняка придёт в искренний восторг!
знакомство с историей
Разговоры с ребёнком об обычаях и культуре народа, берущих свои традиции с древних времён, логично подводят к знакомству с историей родины. Ведь у ребёнка появится масса вопросов: почему мы не ходим в такой же одежде, почему быт людей на старых фото отличается от нашего, как произошли все эти и другие изменения в поведении людей, проживающих в нашей стране? Конечно, слишком углубляться в историю в общении с карапузом 2-3 лет вряд ли стоит, он ничего не запомнит. Но выбрать наиболее яркие моменты, которые бы отложились в его памяти, нужно. Что это может быть? Да все, что угодно: от царей Древней Руси и татарского нашествия до Великой Отечественной войны и Юрия Гагарина. Главное, чтобы описание действительно увлекло ребёнка, чтобы было созвучно его формирующимся интересам. Отдельно расскажите о национальных героях родины: маленькие дети любят события, в которых участвуют необычные, сильные, умные и отважные персонажи. И не забывайте, что всю информацию надо адаптировать для малыша: иначе он может ничего не понять.
знакомство с искусством
О том, что искусство само по себе очень важно для гармоничного развития детей, говорить вряд ли стоит. Но в случае рассказа о родине это играет особую роль. Почитайте малышу сказки, стихи или другую, подходящую ему по возрасту литературу, которая была написана вашими соотечественниками. Поставьте ему послушать классическую музыку, созданную композиторами прошлого. Расскажите об этих произведениях искусства и истории их создания. Кстати, персонификация и здесь нужна. Ребёнок наверняка с интересом послушает о жизни писателей, поэтов, композиторов, актёров, режиссёров, посмотрит их фотографии (если таковые, конечно, имеются). А ещё в данном случае хорошо бы поинтересоваться мнением малыша. Узнайте у него, что он думает о прочитанном и прослушанном, что ему запомнилось. Это не только позволит вам понять, на чем он сосредоточил своё внимание и что запомнил об искусстве отчизны, но и позволит ему потренироваться в изложении собственного мнения, значимость чего нельзя переоценить.
знакомство с современностью
История, обычаи, культура, искусство, природа – всё это важно, но, наверное, не имеет особого значения без настоящего. Поэтому дайте возможность составить представление о стране в данный момент. А для этого нужны не столько походы по музеям и галереям (без чего невозможно представить знакомство с прошлым), сколько беседы о современности. Расскажите, как живёт родина, какое у неё население, что интересного происходит в стране. Конечно, не стоит долго говорить об особенностях общественно-политического устройства или действующей модели экономики, но хотя бы в общих чертах раскрыть их можно. Поясните, что производится в стране и как. Сводите на интересные экскурсии по своему городу или на какое-то местное предприятие. Очень полезен внутренний туризм, благодаря которому вы покажите, что окружает вас: города, люди, природа. И это возможно не только во время «большой» поездки на каникулах, но и в туре выходного дня. В пределах вашей или ближайших областей наверняка есть что-то необычное, что будет интересно малышу.
Если следовать этим советам, то вы обязательно пробудите в малыше искренний интерес к своей стране во всём её многообразии. А оттуда уже и до любви к отчизне, уважению к ней и гордости за неё, недалеко – и без всякого навязывания.
P.S. Отдельный и достаточно затруднительный для многих родителей момент: как быть с не очень хорошими сторонами истории или настоящего родины? Не станет ли глянцевый, положительный образ пустой лубочной сказкой? Не приведет ли столкновение ребёнка с негативными сторонами жизни к разочарованию в своей стране? Тут сложно ответить однозначно. Конечно, лучше быть честными с детьми – и говорить, что наша родина не идеальна. Но не стоит перегибать палку, пугать и углубляться в подробности. Помните: всю информацию для детей нужно дозировать и адаптировать!
Расскажите, а вы уже познакомили вашего ребёнка с понятием родины – и что для этого делали?
понедельник, 28 ноября 2022 г.
Осенью 2022 года в образовательных организациях Российской Федерации проходит Единый урок по безопасности в сети «Интернет».
Единый урок представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей и молодежи и привлечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Ссылка на материалы "Единого урока" - https://www.единыйурок.рф/index.php/urok
Компьютерная безопасность детей.
Компьютерные технологии могут
стать эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста. Но его необдуманное использование может
причинить непоправимый вред здоровью. Компьютерные игры провоцируют
перевозбуждение участков головного мозга ребенка, отвечающих за удовольствие.
Ребенок становится зависимым и чувствует постоянную необходимость в получении
такого удовлетворения. Виртуальная реальность, с которой ребенок сталкивается в
ходе игры, меняет его восприятие. Все больше дошкольников пытаются перенести в жизнь то, что увидели на
экране или мониторе компьютера.
Существуют требования, которые
предъявляются к играм для детей
дошкольного возраста:
• в играх должна быть информация о правилах;
• символы и звуковые сигналы
должны подсказывать ребенку правильность и последовательность его действий;
• при использовании букв,
размер их должен быть больше традиционного компьютерного шрифта;
• изображения должны быть
крупными, без отвлекающих мелких деталей;
• в обучающей игре должны
использоваться только правильные ответы, доступные дошкольнику;
• не рекомендовано применение
оценок в бальной системе.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может
завести собственную страницу в социальных сетях, потому что общение с их
помощью в современном мире на пике популярности. Не стоит категорически
запрещать использование соц. сетей. В тоже время, именно родители должны помочь
ребенку с созданием страницы. Ребенка нужно научить грамотно реагировать на рекламу
и спам, неприличные картинки, которые он непременно встретит.
Правила при использовании
компьютера и сети Интернет.
1. Контролируйте, какие сайты
посещают дети. Ребенок не должен использовать Интернет свободно.
2. Проговорите о правилах пользования
Интернетом. Четко определите временные границы, а также сайты, которые он может
посещать.
3. Не разрешайте детям
распространять в интернете личную информацию (номер
мобильного телефона, адрес, а также размещать фотографии.
4. Рассказывайте ребенку об
опасностях, с которыми он может столкнуться в сети Интернет. Ребенок должен
знать, что нельзя открывать подозрительные ссылка или файлы, несмотря на их
привлекательный вид.
5. Объясните ребенку, что
нельзя открывать файлы, полученные от незнакомых людей, так как они могут
содержать негативную информацию
либо вирусы.
6. Установите на
компьютер (планшет) антивирусную
программу, средства фильтрации входящего контента. При необходимости
подключите «родительский контроль».
7. Просматривайте историю
посещений интернет-ресурсов на смартфоне, планшете, компьютере, чтобы знать
какие сайты посещал ребенок.
Созданные правила должны
соответствовать возрастным особенностям
и развитию каждого ребенка. Кроме того, педиатры не рекомендуют детям до 7-ми
лет пользоваться компьютером/Интернетом. Злоупотребление любым цифровым
устройством опасно для физического здоровья ребенка дошкольного возраста, так как может
спровоцировать ухудшение зрения, аллергические реакции, гиподинамию, сердечно -
сосудистые заболевания.
Знание элементарных правил,
отбора и использования информации родителями и детьми позволит сохранить
здоровье дошкольников и обеспечить им
всестороннее развитие.
четверг, 13 октября 2022 г.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам комплект информационно-образовательных материалов по тематике безопасного дорожного движения для работы с родителями, который состоит из трёх тематических видеороликов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для родительской общественности и методических рекомендаций для педагогов по работе с видеоматериалами.
Материалы размещены по ссылке: http://vcht.center/festival/bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniya/komplekt-materialov-bdd-rabot%D0%B0-s-roditelyami.